«Тюремной» теме повезло гораздо больше, чем теме инквизиционных допросов. По-видимому, сказался обычай, разрешающий посещать узников во имя христианского милосердия. Разумеется, к заключённым инквизиции доступ был строже, но зарисовки Франсиско Гойи, как полагают искусствоведы, были сделаны по личным впечатлениям. Не будем забывать, что даже в XIX веке ещё существовали монастырские тюрьмы и судьба женщин, которые пытались вернуться к светской жизни, волновала общественность. Беглых монашек заживо хоронили под тёмными сводами. Здесь представлены две иллюстрации из посвящённого им круга работ.
В целом европейское искусство неплохо справилось с сюжетами инквизиционных тюрем. Оковы, колодки, железные сбруи для головы изображены художниками с большой точностью. Узницы – как и было в реальности – показаны босыми, плохо одетыми. Суеверные судьи полагали, что в платье могут быть зашиты амулеты, и часто «ведьмам» при входе в камеру приходилось облачаться в рубаху из мешковины.

 

Монастырская тюрьма - "in-pace". Иллюстрация XIX в.

 

Узница монастырской тюрьмы.
Иллюстрация XIX в.

 

 

Бичевание в монастырской тюрьме. Иллюстрация XIX в.

 

Сечение в монастырской тюрьме.
Иллюстрация XIX в.

 

 

Колдунья в колодках.

 

Ведьмы в руках правосудия.
Немецкая гравюра. Фрагмент.

 

 

Франсиско Гойя. За свободомыслие. Рисунок начала XIX в.

 

Франсиско Гойя. За свободомыслие.
Рисунок начала XIX в.

 

 

Франсиско Гойя. Не надо их будить. Офорт из серии "Капричос". Начало XIX в.

 

Франсиско Гойя. Не надо их будить.
Офорт из серии "Капричос". Начало XIX в.

 

 

Франсиско Гойя. Заключённая. Рисунок начала XIX в.

 

Франсиско Гойя. Заключённая.
Рисунок начала XIX в.

 

 

Франсиско Гойя. Не открывай глаза. Рисунок начала XIX в.

 

Франсиско Гойя. Не открывай глаза.
Рисунок начала XIX в.

 

 

Франсиско Гойя. Узница. Рисунок начала XIX в.

 

Франсиско Гойя. Узница. Рисунок начала XIX в.