Искушение. Глава 1

Четыреста лет Западная Европа была ареной борьбы с колдовством. Смерть собрала обильную жатву. Сколько же «ведьм» и «колдунов» было тогда уничтожено? Оценки колебались подобно маятнику. Сенсационные цифры в 5 или даже 9 миллионов погибших1 через некоторое время сменились более трезвыми подсчётами. К началу ХХ века историки сошлись на том, что за период преследования колдовства было уничтожено около 200 тысяч ведьм2 - это число тоже огромно, ибо сопоставимо с потерями в крупной войне.  Да ведь и была война. Война с дьяволом, которую вели духовенство и судейское сословие.

Ещё в конце XVII века  английский публицист Джон Вогстаф писал о преследованиях колдовства: «Без содрогания и ужаса я не могу думать об огромном числе людей разных времён и стран,  принесенных в жертву этой безжалостной доктрине. Тысячи, сотни тысяч лишь зарегистрированных смертей, причём многие здесь умерли не простой смертью, но испытав ужасные, исключительные пытки. А  как много ещё и тех, кого постигла та же участь, но о ком не сохранилось памятных записей»3.

И это действительно так. Многие исторические источники уцелели буквально чудом. Только в одном экземпляре дошла до нас книга Лоэра, бежавшего от судебного террора. Автор приводит жуткую статистику. В маленьком немецком городке Рейнбах на триста семей пришлось 150 заживо сожжённых4! Если бы затерялся и этот последний экземпляр, мы ничего не узнали бы ни о Кристине Бюффген, ни о госпоже Пеллер. Но книге повезло - как и нескольким другим изданиям такого рода. В Британском музее хранится единственный экземпляр памфлета о колдовстве, напечатанного в 1593 году. Это отчёт о казни семьи из трёх человек5. Есть книга Генриха фон Шультхайса. Её автор, организатор охоты на ведьм называл пытки богоугодным делом.  И снова лишь один оттиск из всего тиража пережил века6.

Три упомянутые книги балансировали на грани забвения. Одна ничтожная случайность, и они разделили бы судьбу исчезнувших изданий. (Такие были, сомневаться не приходится.) Крайне тяжёлой утратой считают, например, исчезновение трактата Михаэля Стапириуса. Этот смелый человек, пастор из Хиршберга описал двадцать один надуманный процесс над ведьмами. Он лично беседовал перед казнью с женщинами, которые перенесли чудовищные истязания. Несколько маленьких отрывков процитировал Лоэр. Остальное кануло в Лету7.

До сих пор речь шла только о книгах. А ведь они были выпущены многотысячными тиражами! Что же говорить об архивных документах, существовавших в единственном экземпляре? В архивах хозяйничали целые поколения крыс. Очень сильно сказались упущения сотрудников. Когда появляется возможность проверки, зияющие пробелы в документации становятся особенно очевидны. Например, в отчётах Верховного суда Шотландии за 1644 год нет никаких бумаг о казни в Лейт-Линксе. Между тем, осталось свидетельство очевидца, проезжавшего через это место в том самом году и видевшего девять «ведьм», сожжённых одновременно8.

Французский судья Реми, отправивший на костёр свыше 900 ведьм, написал о своих «подвигах» трактат. Чтобы работа над рукописью шла успешнее, он, видимо, позаимствовал из архива судебные документы, да так и не удосужился их вернуть. В результате отчёты, относящиеся к периоду с 1581 по 1591 год, утрачены, и от большей части жертв не осталось даже имён. Седьмую часть фамилий Реми использовал на страницах своего трактата. Остальные подсудимые не упомянуты поимённо, и их уделом стало полное забвение9.

Помимо человеческой небрежности у архивов был ещё один враг, куда более грозный. Пожар, вечный спутник бунтов и войн, то тут, то там охватывал хранилища документов. Горели монастыри, ратуши, дворянские имения. Навсегда исчезали бумаги с записями, делая общую картину всё менее полной. Так огонь, поглотив сотни тысяч женщин, уничтожил потом и саму память о них. Историки не могут учесть события, о которых не сохранилось письменных свидетельств. Многое так и останется «за кадром». Сколько было таких неизвестных нам судов по сравнению с известными? Треть? Половина? Нам не суждено узнать ответ на этот вопрос.

Сейчас историческая наука уже не решается утверждать, что 200 тысяч казнённых «ведьм» - достоверное число. После кропотливой работы в местных архивах всплывают новые, доселе неизвестные сведения, не включавшиеся ранее в подсчёты. Маятник оценки движется в другую сторону, и только профессиональная осторожность мешает историкам прийти к единому мнению.

                                                               *****

Ведовские процессы загадочны. Если исключить специалистов, почти все путаются, отвечая на, казалось бы, простой  вопрос, а именно: «Кто, кого и когда казнил?» Что касается датировки событий, то тут дружный хор ответит: ведьм сжигали  в Средние века. Нетрудно понять, откуда берётся это заблуждение. Люди рассуждают примерно так. Тёмное средневековье - эпоха, когда к доводам разума мало прислушивались. Значит, суеверные расправы свершались именно в тот период. Между тем пик охоты на ведьм приходился на просвещённую эпоху Возрождения и более поздние времена - вплоть до конца XVII века. Современниками сожжений были  Рафаэль и Кеплер, Магеллан и Спиноза.

Второй стереотип гласит, что искоренение колдовства - прерогатива инквизиции, причём особой жестокостью отличались испанские инквизиторы. Реальная история не совсем такова. Особый размах репрессии приняли в XVI   и XVII веках, когда инквизиция, образно говоря, почила на лаврах и редко вмешивалась в дела о колдовстве. Массовый террор вместо неё провели гражданские власти: светские суды, городские советы и королевские уполномоченные. Что же касается испанских инквизиторов, то в Европе трудно было найти людей менее подверженных дикой вере в чародейство. Высшее руководство инквизиции железной рукой давило попытки низшего звена организовать охоту на ведьм. В результате общее число женщин, сожжённых за колдовство, оказалось в Испании по европейским меркам ничтожным.

Однако самый расхожий стереотип касается прежде всего образа осуждённой. Ведьма в массовом сознании это дряхлая трясущаяся старуха, нищая и сварливая. На такое представление работают сказки, которые мы слышим с детства, мультфильмы и киноленты, а также сам наш язык, его пословицы и устойчивые словосочетания. «Страшная как ведьма», - говорят об очень некрасивой женщине. Опостылевшую жену или вредную соседку ругают старой ведьмой. Окончательную шлифовку образ колдуньи получает в живописи и художественной литературе. Одетое в лохмотья или тёмный плащ существо, согбенное и отвратительное… Пышущее злобой…  Желающее уничтожить весь мир…

Да полно. Так ли это? Очень рано выяснилось, что обвинения в колдовстве – верный способ поквитаться с неугодными, будь это даже писаные красавицы. Горькая доля Агнес Бернауер тому порукой. Впрочем, начиналось всё как история романтичной любви. Альбрехт III, сын баварского герцога влюбляется в очаровательную дочь владельца бани. Он увозит её в родовой замок, играет свадьбу и ласково называет «своей герцогиней». Увы, простая горожанка, вознёсшаяся так высоко, пришлась не по сердцу отцу юноши. Правитель Баварии справедливо считает, что если не принять радикальных мер, династия Виттельсбах прервётся, поскольку дети от этого брака уже не будут знатью. Герцог Эрнст хитростью удаляет сына из Штраубинга. Пока тот охотится в соседнем княжестве, он объявляет его молодую жену ведьмой. Агнес якобы приворожила, то есть околдовала наследника.

Казнили осуждённую долго и неумело. Шёл 1435 год, ведовские процессы в Германии только начинались. Палач плохо связывает ей руки. Брошенная с моста, Агнес ухитряется избавиться от пут и выплыть. Тогда её топят вторично – обмотав длинные волосы вокруг железного лома10. В дальнейшем конфуз не повторится. Несколько столетий подряд немок будут сжигать, надёжно прикрутив цепями к столбу. Способ надёжный и куда более зрелищный.

Теперь обратимся к реестрам сожжений и письмам того времени. Мы обнаружим, что пожилых нищенок среди казнённых хватает, но они вовсе не в большинстве. На костёр часто попадали богатые женщины в расцвете сил. Алчные люди,  получавшие немалый доход от конфискаций, обращали свой взор на семьи, с которых было что взять. Поэтому охота на ведьм в Нордлингене вовлекла в число жертв более 30 состоятельных горожанок, среди которых числятся жёны бывшего бургомистра, сенатора и основных городских чиновников11. В Бамберге и Вюрцбурге тоже пострадала в первую очередь городская элита: дворянские семьи, духовенство и администрация. Ту же картину мы видим в городе Целль, где смерть подстерегала богатых и красивых женщин и девушек. Эти взятые наугад примеры можно множить и множить. Самое сильное впечатление остаётся от старинных документов из разных городов, словно написанных под копирку - так они похожи. В них ясно различим вздох сожаления о том, что, искореняя заразу колдовства, приходится не щадить молодость и красоту.

Девятнадцатилетняя Бабелин Гобель была названа в реестре палача за 1629 год «самой красивой девушкой Вюрцбурга». Примерно в это время сожгли молодую ведьму, «которая славилась как самая порядочная и прекрасная девица во всём Кёльне»12.

Хронист описал юную ведьму, сожжённую в местечке Швабач в 1505 году, такими словами: «Это была прекраснейшая особа с дивным телом и белоснежной грудью».

Hans Peter Duerr. Der Mythos vom Zivilisationprozess. Band 1. Nacktheit und Scham. Frankfurt am Main. 1988. P. 436

А в письме приходского священника из окрестностей Бонна есть такие строки:

«На Рождество Пресвятой Богородицы здесь сожгли девушку девятнадцати лет, считавшуюся самой милой и добродетельной во всём городе, которую с детства воспитывал сам князь-епископ13».

В Германии жил прославленный юрист - Иост Дамхудер. В книге, вышедшей в 1554 году он дал теоретическую основу для подобных казней.  «Я могу объяснить, - писал он, - почему женщины более чем мужчины склонны к колдовству, а девственницы скорее, чем падшие14». Эти строки позволяли не обращать внимания даже на безупречную репутацию. Дамхудер был членом придворного совета, и приложил руку к созданию Каролинского кодекса, согласно которому судили в большинстве немецких государств. Конечно, с его взглядами считались, намечая списки жертв.

Расправы над мнимыми ведьмами не ведали ограничений по возрасту. В пламени корчились не только  женщины и девушки, но даже малые дети. А кто может отстоять дальше от привычного образа старой карги, чем десятилетняя девочка - жертва французских или немецких судей? Поэтому не будем опираться на устоявшиеся мнения. Рассмотрим подлинные факты вслед за именитыми историками.

В своей «Энциклопедии колдовства и демонологии» Рассел Хоуп Роббинс делает такие обобщения: «Ведьма в чёрной остроконечной шляпе и балахоне, оседлавшая помело и ведущая разговоры со своим котом, это часть фольклора о колдовстве. К сожалению, такой образ ведьмы вступает в противоречие с фактом: большинство обвинённых в колдовстве не были старухами, бормочущими заклинания. Даже в Англии, где, несомненно, осудили много старух, молодых женщин обвиняли куда чаще... В Германии образованные, богатые, молодые и уважаемые составляли большинство сожжённых...» Другой исследователь - авторитетнейший знаток судов над ведьмами  Джордж Л. Барр писал: «Надо было только чтобы тебе позавидовали. Злоба и зависть частенько подсказывали имена, провозглашаемые в камере пыток. Богатство, учёность, красота и добродетель - вот зачастую подлинные причины обвинения15».

Почему же, отправляя на костёр цвет общества, демонологи то и дело подчёркивали в своих трактатах, что ведьмы это большей частью «никчёмные старушонки»? Роббинс считает, что тут сказались пуританские взгляды, присущие как католикам, так и протестантам. И те, и другие страшились ассоциаций между красотой и колдовством, ибо это могло привести к впадению в ересь.

По-видимому, общественное сознание сформировалось именно под влиянием пуритански настроенных авторов. Но ведь главное произведение инквизиторов - «Молот ведьм» совсем не таково. Надо только почитать его внимательней. Этим мы сейчас и займёмся, отметив, справедливости ради, что общественное мнение заблуждается не всегда. «Молот ведьм», понаслышке известный каждому, действительно трудно переоценить. Едва увидев свет, этот трактат обрёл  неслыханный авторитет. Ссылаясь на его тексты, судьи многих стран несколько столетий лишали людей жизни и имущества. Даже когда христиане Западной Европы раскололись  на два непримиримых религиозных лагеря, обе стороны взяли фанатичную книгу себе на вооружение. Увесистый томик лежал на почётном месте и в католических, и в протестантских судах. Лютеране, ярые враги инквизиции и всех её деяний, с благоговейным трепетом взирали на доводы инквизиторов-доминиканцев. Протестантские духовные лидеры признали главные постулаты «Молота ведьм»: мир кишит тайными прислужницами дьявола, их надо ловить, пытать и беспощадно сжигать на костре. «Молот ведьм» многократно переиздавался. Только между 1487 и 1520 годом вышло тринадцать изданий. А в период с 1574 по 1669 год к ним добавилось ещё шестнадцать. Известны 11 французских, 16 немецких и 2 итальянских издания16. Перечень этот далеко не полный.

  Авторами зловещего текста были монахи Шпренгер и Инститорис. Обвинительный акт прекрасной половине рода человеческого - вот как можно иначе назвать «Молот ведьм». Эта книга направила отлаженную машину инквизиции против слабого пола. С какой ненавистью пишут авторы об «отвратительных грешницах», ради красоты которых мужчины готовы вывернуть наизнанку свои кошельки! Как бесит их женское кокетство, стремление к нарядам, сколько возмущения в строках о том, что в любовных объятиях люди забывают о Боге! «Молот ведьм» приписывает женщинам все пороки. Это по их вине гибнут души и рушатся царства.

Вчитаемся в сей манускрипт, пропитанный ядом подавленных желаний:

«...Из-за скверны колдовства, распространяющейся в последнее время более среди женщин, нежели среди мужчин, мы должны сказать, после точной проверки материала, что женщины имеют недостатки как в душе, так и в теле, и что нет ничего удивительного в том, что они совершают больше позорных деяний. Они иначе рассуждают и иначе понимают духовное, чем мужчины.

...Женщина более алчет плотских наслаждений, чем мужчина, что видно из всей той плотской скверны, которой женщины предаются. Уже при сотворении первой женщины эти её недостатки были указаны тем, что она была взята из кривого ребра, а именно - из грудного ребра, которое как бы отклоняется от мужчины. Из этого недостатка вытекает и то, что женщина всегда обманывает, так как она лишь несовершенное животное.

  Это явствует и из этимологии слова «Femina» (женщина),  происходит от «Fe» (Fides - вера) и «minus» (менее). Таким образом, слово «Femina» значит - имеющая меньше веры. Ведь у неё всегда меньше веры.

  ...Её другое свойство - это голос. По природе женщина лжива. Она лжива и в разговоре. Она жалит и ласкает в то же время.

...А как она ходит и себя держит? Это суета сует. Не найдётся ни одного мужчины, который так старался бы угодить Господу, как старается женщина - будь она не совсем уродом - понравиться мужчине.

...Такова женщина, на которую горько жалуется церковь и о которой Экклезиаст говорит следующее: «Я нашёл, что женщина горче смерти, она - петля охотника. Её сердце - тенета, а её руки - оковы. Кто угождает Богу, тот её избегает. Грешник же будет ею уловлен». Она горче смерти, то есть дьявола.

...Подведём итоги: всё совершается у них из ненасытности к плотским наслаждениям.

...Вот они и прибегают к помощи дьявола, чтобы утишить свои страсти. Можно было бы рассказать об этом подробнее. Но для разумного человека и сказанного довольно, чтобы понять, почему колдовство более распространено среди женщин, чем среди мужчин. Поэтому правильнее назвать эту ересь не ересью колдунов, а ересью, по преимуществу, ведьм, чтобы название получилось от сильнейшего. Да будет прославлен Всевышний, по сие время охранивший мужской род от такой скверны. Ведь в мужском роде он хотел для нас родиться и страдать. Поэтому он и отдал нам такое предпочтение17».

Написав этот текст, где наряду с ненавистью явственно читается запретное для монаха вожделение, Инститорис смело пошёл против судебной практики своей эпохи. Почти сто с лишним лет трибуналы инквизиции не задумывались, какой пол более склонен к союзу с дьяволом. Пожалуй, колдуны попадали на костёр даже чаще ведьм. Процитированные строки сломали сию традицию. А ведь начало карьеры не предвещало Генриху Инститорису, что мир с восторгом воспримет главную идею его жизни. Немец по рождению, он, надо думать, страстно завидовал инквизиторам других стран, которые без помех казнили подозреваемых в колдовстве. Но Германия XV века, это не Италия и не Южная Франция. Население ещё не было приучено видеть во всём заговор Сатаны. А среди духовной и светской элиты хватало скептиков, вставлявших инквизиции палки в колёса. Формальная власть, которой добился Инститорис, ещё не означала для него полной свободы действий. Под его юрисдикцией находились обширные земли вокруг Майнца, Кёльна, Трира, Зальцбурга и Бремена. Инквизитором он был назначен в 1474 году, но десять лет неустанных трудов не принесли ему счастья. Будущий автор «Молота ведьм» вёл себя последовательно. Ему нравилось жечь женщин - этим он и занимался, фактически игнорируя сильный пол. Но Боже! Сколько времени и сил уходило на дрязги! Упрямые немцы в большинстве своём не желали верить в секту ведьм. Чтобы убедить их в реальности дьявольских козней, Инститорис однажды подговорил некую шлюху залезть в печь и пугать людей замогильными возгласами. Только после этого авантюрного трюка удалось добыть новые жертвы для допроса с пристрастием.     

Было бы клеветой утверждать, что наш герой декларировал ненависть ко всем женщинам без исключения. В тексте «Молота» есть специальная оговорка:

«Дева Мария, к примеру, непорочна, равно как многие святые жёны и девы»

 Но  ведь Инститорис и не собирался пытать всё женское население Германии. Дайте же ему то, что положено по закону! Разве справедливо, что учёнейший доминиканец, профессор богословия, ревностный борец за веру вынужден довольствоваться жалкой добычей в неполных пять десятков ведьм? Если бы епископы и городские владыки не мешали инквизитору жить в соответствии со своими склонностями, он каждую неделю имел бы новую жертву и в тот же десятилетний срок уничтожил бы сотни чародеек. Из «Молота ведьм» видно, как святоша проводил свои дни, когда ему улыбалась удача. Разговаривать с женщинами Инститорис предпочитал с позиции силы. Ему нравилось раздеть арестованную догола, подвесить к потолку на связанных за спиной руках, а потом сесть напротив и, не спеша, поговорить, как дошла она до жизни такой. Опыт подсказывал ему, что проницательный судья всегда добьётся откровений, которые, позволят отправить исчадие ада на костёр.

Враги, между тем, не дремали. Инквизитора то и дело одёргивали, ссылаясь на то, что в его верительной грамоте не перечислены поимённо местности, в которых он имеет право жечь ведьм. Постепенно у измученного упрёками доминиканца созрело решение искать справедливости у римского Папы. И вот в 1484 году, когда папский трон только что занял Иннокентий VIII (в миру Джованни Батиста Цибо), фанатик едет в Рим и просит подтверждения своих инквизиционных полномочий. Это его звёздный час. Новый Папа суеверен, имеет любовницу и двух внебрачных детей. Ему ли, отнюдь не понаслышке знающему, что такое соблазн, сомневаться в силе женских чар? Иннокентий VIII, поверив, что Германия охвачена колдовством, выпускает в свет роковую буллу «Summis  desiderantes affectibus», которой суждено было войти в корпус канонического права и обречь на мучительную смерть десятки тысяч женщин. В этой булле, подписанной 5 декабря 1484 года Папа римский называет инквизиторов, Якоба Шпренгера и Генриха Инститориса лестным именем «возлюбленные сыны наши» и требует, чтобы никто в Германии не смел мешать искоренению пагубного чародейства. Как о чём-то не подлежащем сомнению глава католической церкви толкует о плотской связи с демонами, заклинаниях и порче. Злобе ведьм приписаны бесплодие, неурожай, болезни.

Казалось бы, теперь, имея на руках столь категоричную грамоту, Инститорис может творить что угодно. Увы! Нечестивцы остались нечестивцами. Организуя в следующем 1485 году торжественные сожжения, фанатичный судья наталкивается на холодный приём местных властей. Из города Инсбург, например, его просто-напросто выдворили. Тогда-то Генрих Крамер (такова подлинная фамилия человека, подписывавшегося по-латыни Инститорис) задумывает книгу, которая, благодаря ссылкам на Библию, а также опоре на Отцов Церкви сметёт всякое сопротивление. В соавторы был выбран инквизитор помоложе, профессор богословия и член доминиканского ордена - Якоб Шпренгер.

Работа над текстом шла энергично. Шпренгер написал введение, названное «Апологией», остальной текст, по-видимому, вышел из-под пера Инститориса. Уже к весне 1487 года «Молот ведьм» был завершён. Женщины Западной Европы и не подозревали, какая страшная беда вот-вот выпорхнет из типографии. Книгопечатание в ту пору было новинкой. Парадокс эпохи: печатный станок (главный инструмент просвещения) в данном случае работал на самое отвратительное суеверие. Более ранние трактаты о колдовстве были не так опасны, ибо не могли распространяться в таком множестве. По той же причине и папские буллы, направленные против ведьм и колдунов, становились известны ограниченному кругу лиц. Иоанн XXII, Александр V, Евгений IV и многие другие Папы призывали искоренять чародейство, но об этом в основном узнавали непосредственные исполнители. На сей раз случилось по-другому. Шпренгер и Инститорис  вставили недавнюю буллу Иннокентия VIII в «Молот ведьм» в качестве предисловия! Соединившись вместе, два эти текста привели к невиданной вспышке репрессий. Так две урановые массы, не столь уж опасные сами по себе, сблизившись вплотную, дают ядерный взрыв. «Молот ведьм», подкреплённый авторитетом наместника Божьего, был воспринят католической Европой  как руководство к действию. Одно время учёные даже начинали историю суеверных судилищ с выхода этой книги18. И всё же следует заметить, что женоненавистнические призывы упали на подготовленную почву. Дочери Евы давно имели в глазах христианских авторов дурную репутацию. Архиепископ Флоренции Антонин перечислил целый список оскорбительных эпитетов. Обидные клички выстроены здесь в алфавитном порядке, что нельзя повторить при переводе. Поэтому я привожу и латинский, и русский варианты. 

 

Avidum Animalis

Алчное животное

Bestiale baratrum

Звероподобное

Concupiscencia carnis

Тело для совокупления

Damnosum duellum

Опустошающая как война

Aestuans aestus

Возбуждающая жар

Falsa fides

Ложная вера

Garrulum guttur

Болтливый язык

Herinis (Erinnys) armata

Вооружённая эриния

Invidiosus ignis

Огонь злобы

Calumniarum chaos

Омут клеветы

Lepida lues

Разносящая заразу

Monstruosum mendacium

Чудовищная обманщица

Naufrsgii nutrix

Порождающая кораблекрушения

Opifex odii

Источник ненависти

Prima peccatrix

Первородная грешница

Quietis guassatio

Нарушающая покой

Ruina regnorum

Разрушительница царств

Silva superbiae

Лес гордыни

Truculenta tyrannis

Суровая тиранка

Vanitas vanitatum

Суета сует

Xantia xersis (Xerxes)

Ксерксова прислужница

Ymago idolorum

Язычница

Zelus zelotypus

Кладовая высокомерия19

 

Нарисовав в своём воображении столь порочное существо, лица духовного звания и особенно инквизиторы приняли аксиому, что дьяволу не составит особого труда заманить женщину в секту ведьм. Шпренгер и Инститорис составили настоящую классификацию методов, которыми черти пользуются для этой цели.

Первый из способов они считали применимым к женщинам любого возраста. Демон насылает на нужную ему женщину временные несчастья. Например, у её коров пропадает молоко. Потом ему остаётся только ждать, когда хозяйка побежит к колдунье за советом, как вылечить скотину. Колдунья, конечно же, готова помочь, но взамен, по наущению злого духа, просит кое-что сделать. Поначалу требуется немногое: тайком плюнуть на землю во время церковной службы или что-то утаить на исповеди. Одна женщина при словах священника: «Господь да будет с нами» шептала: «Поверни мне язык в заднице»20.

Второй способ искушения - для молодёжи. Инквизиторы старались внушить людям, что подозрительны все особы женского пола без исключения, даже те, которые ни годами, ни обликом ничуть не напоминают ведьм. 

«...Дьявол стремится соблазнить более святых дев и девочек, к чему имеются основания и примеры опыта. Злыми он уже владеет и потому более тщится совратить в свою власть праведных, которыми не владеет21».

Если же девушки хоть в чём-то шли навстречу демонам, задача оных многократно облегчалась. Авторы «Молота» подчёркивают, что для девиц особенно опасны праздничные дни, когда они предаются «безделию и любопытству». В это время они и впадают в соблазн. Не хотелось бы, чтобы у современного читателя создалось впечатление, что все эти сентенции были лишь простым  сотрясением воздуха. Опираясь на такие вот рассуждения, работали духовные и светские суды, а заплечных дел мастера имели повод применить своё искусство.

Велики ли были поводы, чтобы пытать и казнить?

Пятнадцатилетняя Анна Барбара Нойдекер, схваченная по подозрению в колдовстве, призналась, что совершала злодейские церемонии - но какие! Преступление юной колдуньи выразилось в следующем: она страстно влюбилась в одного парня и при помощи колдовства вызвала перед собою его образ. С этим призраком она, якобы, давала волю своей испорченности. Заигрывала, острила, вела беседы, объяснялась в любви и клялась в верности. Девушка созналась даже в том, что склоняла желанного гостя ко всякой глупости и разврату... В её беззастенчивой «откровенности» на допросе нет ничего неожиданного - развязать узнице язык помогли пытки. Тут же, кстати, выяснилось, что Анна Барбара - ведьма с двухлетним стажем22.

Если бы в наши дни наказывали за любовные фантазии, наверное, пришлось бы отправить на костёр не меньше четверти подростков. В четырнадцать-пятнадцать лет девочки обожают заочно влюбляться в полузнакомых, а то и вовсе незнакомых - но знаменитых людей. Сейчас они ведут мысленные беседы с фотографиями киноартистов, спортсменов и эстрадных звёзд. В прошлые века идеал, без сомнений, подбирался из среды рыцарства.

Наш путеводитель по дебрям суеверий - книга «Молот ведьм» не устаёт повторять вновь и вновь: девицы со смутным томлением в сердце это желанная пожива дьявола. Шпренгер и Инститорис приводят на разных страницах своего трактата две истории, которые походили бы друг на дружку как две капли воды, если бы не различный финал. Одна произошла в Страсбургской епархии, другая в Базельской. Рассказы начинаются с того, что опытная ведьма предлагала познакомиться с молодыми людьми: это, дескать, женихи хоть куда. Забегая вперёд, скажем, что на самом деле под маской юношей скрывались демоны. Инститорис настаивает, что узнал подробности из чистосердечных признаний. Девица из Страсбургской епархии оказалась настолько благочестива, что заподозрила неладное. Поднимаясь по лестнице, она тихонько перекрестилась и, войдя в верхнюю комнату, не увидела никого. Бог защитил её и от дьявольских чар и от гнева старой сводни, которая чуть не лопнула от злости, когда поняла, что обман раскрыт. Завершение второй истории гораздо печальнее. Девушка из города Брейзах всё же стала ведьмой. Поднимаясь по ступенькам, она не осенила себя крестным знамением, и за дверью оказались пятнадцать юношей в зелёных одеждах рыцарского покроя. Колдунья  предложила ей в мужья любого на выбор. Поколебавшись, девушка заключила союз с одним из них. Позже, вместе с этой колдуньей, своей тёткой, она летала по воздуху в Кёльн23.

Третий путь обращения в ведьмы, согласно классификации «Молота» основан на «печали и бедности».  Дьявол особенно удачно завлекает в свои сети соблазнённых и брошенных девушек. Потеряв всякую надежду, отовсюду встречая только попрёки, обращаются они к помощи дьявола. Им хочется либо околдовать неверного любовника, либо отомстить разлучнице. «И так как подобным девицам нет числа, - пишут инквизиторы, - то нет числа и ведьмам, вышедшим из них24».

Шпренгер и Инститорис не кривили душой. Опыт ведовских процессов действительно включал в себя истории, возникшие из-за банального любовного треугольника. Вот лишь один из множества мрачных эпизодов - этот процесс провели веком раньше, чем был написан «Молот ведьм». В 1390 году парижский суд разбирал дело Марион Десталэ. Кстати, этот процесс считается первым в Европе светским судом над колдовством25. Из дела видно, как основательно гражданские судьи пропитались духом инквизиции. Марион, названная в бумагах «непутёвой девицей», обвинялась в том, будто задумала отомстить своему кавалеру и его новой избраннице. Дабы расстроить свадьбу, она бросила на пути новобрачных два венка и подмешала им в питьё снадобье, управляющее любовными устремлениями. Всем этим премудростям её, вроде бы, научила старая ведьма, слывшая мастерицей на всякого рода приворотные и отворотные зелья. Теперь не понять, совершались ли вообще какие-то волшебные процедуры. Дело было возбуждено, когда молодые сразу после свадьбы захворали и их подозрительность обратилась на отвергнутую Марион. Признание из обвиняемой вытягивали жестокими пытками. Марион была девушкой упорной, но и её сломили бесконечные мучения. Несчастную пытали до полусмерти, отхаживали и снова терзали. На четвёртом допросе она, еле живая от перенесённых мук, сказала судьям всё, что от неё хотели услышать. Таким образом, следствие,  которое велось инквизиторскими методами, пришло к закономерному для инквизиции финалу. Девица Марион Десталэ, «обратившаяся за помощью» к дьявольским силам, была сожжена на костре. Старуху, её сообщницу, постигла та же участь26.

Остаётся сказать о четвёртом пути в колдуньи. Полагали, что дочери ведьм тоже становятся ведьмами, усердно подражая своим матерям. «Как можно иначе объяснить, - вопрошают Шпренгер и  Инститорис, - что девочки от восьми до десяти лет усердно вызывают бурю и градобитие? Ведь дети сами по себе этого узнать не могут27». Со временем подозревать в колдовстве ведьминых детей стало общим местом. Какую книгу о колдовстве ни возьми, повсюду авторы называют кровные узы одной из важнейших улик. Судьи же ссылались на немецкую народную пословицу «Der Apffel fallt nicht weit von Baum»28, что в переводе на русский язык значит «Яблоко от яблони не далеко падает. В таких условиях арестованной матери нужен был трезвый расчёт, чтобы вывести детей из под удара. Когда в 1587 году перед Барбарой Жилетт разложили орудия пыток, она рассмеялась судье в лицо. Ей будто бы ничего не стоит вынести любые муки, какие только способен изобрести человек. Есть, однако, пытки совсем иного рода - невиданная боль, которую ей причиняет демон. Мучитель из ада давно уже требует, чтобы четверо её детей тоже занялись колдовством. А этому никогда не бывать! Барбара сказала далее, что лучший выход для неё сознаться в колдовстве и умереть. Знаменитый историк Чарльз Ли так откомментировал показания подсудимой: «Не было ли это героическим самопожертвованием матери, которая надеялась оградить детей от страшного подозрения29?» Если догадка историка верна, остаётся лишь восхищаться зрелым умом этой женщины, измыслившей ход, благодаря которому дети получили шанс выжить.

Увы, везение далеко не всегда сопутствовало «колдуньям». Часто трагически гибли целые семьи. Сейчас не время и не место рассказывать о женщинах, которым пришлось беспомощно взирать на смерть ребятишек, обвинённых в связи с дьяволом. Важно ответить на вопрос, как юристы могли додуматься до законов, по которым лишались жизни даже двухлетние «преступники»? Сколь бы ни была жестока история человечества, государственные мужи всё же нечасто брали на себя такую ответственность. Разгадка кроется в глубинных пластах христианской идеологии. Судьи не щадили ни старого ни малого потому, что слишком грозен был враг, подручными которого считались обвиняемые. Дьявол, его место в картине мира, его власть и возможности заслуживают отдельного разговора. 

 

*****

Если послушать толкователей Библии, просвещавших толпу в XVII веке, то есть чего испугаться. Проповеди рисуют Сатану как злобное сверхсущество, могуществом почти равное Богу. Подобно тому, как у Творца есть свита из ангелов, Сатана окружён целой ратью демонов, каждый из которых намного превосходит человека силой и разумом.

«Демоны обладают глубочайшими знаниями обо всём. Ни один богослов не может истолковать Святое Писание лучше них, ни один адвокат лучше них не знает законов и постановлений, ни один врач или философ лучше них не разбирается в строении человеческого тела или в свойствах камней и металлов, птиц и рыб, деревьев и трав, земли и небес30».

Зная скрытую природу вещей, демоны могут творить дела, кажущиеся со стороны чудесами. По их воле деревья и дикие звери обретают дар речи, люди и вещи становятся невидимыми. Наслаждаясь своей силой, черти могут переносить с места на место леса и сады31. Вдобавок злые духи неуязвимы. Их бесполезно пронзать копьём или рубить мечом. Тела чертей иллюзорны. Они сделаны из сгущённого воздуха и тут же вновь смыкаются позади клинка. Ещё в «Молоте» свойства демонов подробно описаны. По словам авторов-монахов демоны управляют телами изнутри подобно морякам на корабле, которые ставят паруса или поворачивают руль. Все органы при этом - чистейшая декорация. Глаза чертей не настоящие. На самом деле демоны видят духовным зрением, которое острее природного. Черти не нуждаются в пище, едят только для вида, могут появляться и растворяться прямо на глазах у изумлённых людей32. Страшнее всего то, что при всей эфемерности, демон способен творить отнюдь не иллюзорное зло. Ему под силу искалечить, убить, разрушить дом, уничтожить посевы. В 1545 году, как утверждалось, дьявол, вызывая ужас у мирных обывателей, бродил по городу Ротвейл (то в обличье гуся, то под видом зайца) и громко провозглашал, что спалит город дотла33.

Дьявол вообще может менять обличья, как маскарадные костюмы. То он змея, то человек, то ворон. Если ему надо напугать, он превращается в дракона. Желая подольститься, он является под видом ласкового кота или верного пса. Мимо тюремной стражи он проскальзывает мышью. В пыточной камере он мухой вьётся возле уха узницы и нашёптывает уклончивые ответы34.

Впрочем, иногда тело чёрта реально. Непостижимым образом он может вселиться в статую и заставить её ходить и говорить. Может он и оживить в своих гнусных целях покойника: ему дана власть расхаживать в телах мёртвых грешников35. К счастью, люди праведной жизни избавлены от этого посмертного унижения - зато Сатана порой вволю глумится над праведником, покуда он жив. История библейского Иова показывает, что даже самого богобоязненного человека могут ждать отвратительные болезни, смерть детей, нищета и разорение. Если такова власть дьявола над угодным Богу праведником, на что надеяться остальным? Ни иконы, ни молитвы не могут полностью защитить от козней нечистого. Сколько раз бывало, что усердный прихожанин попадал в полосу бед к вящему соблазну окружающих, готовых, видя перед глазами такой пример, усомниться в справедливости небес! Более того. Даже сама человеческая личность может быть уничтожена выходцами из ада. Демоны способны вызвать безумие. Бесноватыми часто становятся монахи и монахини, которых не уберегли святые стены монастырей. Одержимые бесом бьются в конвульсиях, богохульствуют, срывают с себя одежды, говорят на неведомых языках. Если человек начинает извергать в приступах рвоты посторонние предметы, это ещё один признак того, что дело нечисто. Только чёрт мог набить живот гвоздями, стеклом и конским волосом.

Страшно, когда нечистая сила устраивает такие каверзы. Но ещё страшнее, когда она решает не размениваться на мелочи. Самые грозные стихийные бедствия не всегда вызваны игрою сил равнодушной природы. Порой злая воля Сатаны направляет наводнения и землетрясения, уносящие тысячи жизней.

Уже из перечисленного видно, как колоссальны силы дьявола. Проще назвать то, что ему недоступно. Так, дьявол не может превратиться в ягнёнка, ибо это символ Христа, или голубя, ибо это символ Духа Святого36. Перенося людей по воздуху, черти не могут одновременно послать тело в два разных места37. Воскресить человека из мёртвых дьяволу тоже не под силу (такую власть имеет только Бог). Если же демон и показывает перед живыми души умерших, то это всего-навсего обманное привидение38. Не обладает дьявол и даром прорицания. Будущее от него скрыто. Наконец, чёрт не может читать мысли, хотя и обманывает простачков, догадываясь иногда, о чём человек думает, по выражению его лица. Тот, кто поймается на эту хитрость, поневоле уравнивает силы Бога и чёрта. Теология отвергает столь упрощённый взгляд. Дьявол, спору нет, силён, но отнюдь не всемогущ. Он действует в рамках, которые установил для него всемогущий Господь.

Большинство религий персонифицирует Добро и Зло. Христианская религия - не исключение. Здесь тоже есть полярная пара: Бог и дьявол. Вся загробная жизнь строится на противопоставлении рая и ада. Дьявол выполняет при небесном владыке роль палача. Ввергнутые в ад души получают по Божьему приговору наказание (кипят в озере из огня и серы), дьявол же - главный исполнитель приговора. Полагают, что ему нравится вечно мучить осуждённых, хотя в общей картине это мало что меняет. По христианской концепции именно Бог, руководствуясь высшей справедливостью, отправляет грешников на вечные страдания. Есть смысл подробнее остановиться на категориях грешных душ. Для темы нашего повествования это немаловажная деталь.

Грехи делятся на две категории. Одни Бог может при некоторых обстоятельствах простить, другие он не прощает. Убийство, скажем, церковь причисляет к так называемым смертным грехам. Но! Если злодей искренне раскается, его вовсе не обязательно ждёт ад. В Евангелии сказано, что вместе с Иисусом были распяты двое убийц. Один из них вымолвил, что осуждён справедливо, ибо достойное по делам своим принял. «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» - попросил он. Спаситель вымолвил на это в ответ: «Истинно говорю я тебе, ныне же будешь со мною в раю». (Евангелие от Луки. гл. 23 ст.43) Такова сила истинного покаяния и таково милосердие Божие...

Однако милости христианского Бога заканчиваются, когда речь идёт о людях других конфессий. Этим не может быть пощады. На адские муки обречены  все, кто не верит в Отца, Сына и Святого Духа - то есть большая часть человечества. И неважно, злодеями, или порядочными людьми были при жизни мусульмане, индуисты, буддисты, атеисты. Даже самые безгрешные из них изведают вечные пытки. (Евангелие от Иоанна гл.3, ст.17, 18, 36). В аду встретятся Ганди, который проповедовал мир без насилия, буддистские монахи, которые жизнь положили на то, чтобы добиться морального совершенства, и миллионы обычных людей, которые не убивали, не крали, не изменяли жёнам. Нельзя с мерками земной морали подступаться к божественному представлению о справедливости. Земная логика на небесах не действует. У Бога своё, недоступное нам понимание добра и правды. Сколько будут длиться адские муки? Во веки веков! А ведь Бог отправляет в ад и детей, умерших в малолетстве.

Палач-Сатана будет вечно терзать детей из мусульманских или языческих семей... И всё же для нас в связи с темой колдовства интересней другая категория душ - это младенцы из христианских семей, которых родители не успели окрестить. Евангелие от Иоанна (гл.3, ст.5) содержит слова Иисуса: «...Если кто не родился от воды и Духа, не может войти в Царство Божие». На первый взгляд, вина некрещёных детей состоит в том, что они, не умея ещё ходить и говорить, остались лежать в колыбели, вместо того, чтобы пойти в храм самостоятельно. На самом деле, всё, конечно же, глубже. Предполагается, что невинные младенцы расплачиваются за грех Адама и Евы, которые съели запретный плод.

 Современная либеральная мысль отвергает принцип, по которому одно лицо должно отвечать за вину другого. Между тем, концепция первородного греха ничуть не резала глаз христианским богословам. Человеческий разум всему может найти пристойное объяснение. Вот и здесь ещё в XVI веке постарался иезуит Мартин дель Рио (видный демонолог той эпохи).

«Если, как это часто бывает, Господь позволяет ребёнку умереть прежде, чем его окрестят, то это нужно, чтобы в будущем он не совершил грехов, которые могли сделать его вечные муки более суровыми. Поступая таким образом, Господь не бывает ни жестоким, ни несправедливым, ибо уже исходя из простого факта первородного греха дети заслуживают смерти39».

Посмотрим на практические последствия церковных воззрений. Инквизиция по-своему истолковала духовные постулаты и, недолго думая, направила свой гнев на акушерок. Самая мирная и гуманная профессия оказалась в зоне риска. Сейчас за давностью лет уже не определить, сколько несчастных повитух погибло в европейских странах, но нет сомнений, что казнено было немало. Сожжение акушерок получило теоретическое обоснование в «Молоте ведьм».  Черти знают, писали Шпренгер и Инститорис, что некрещёные дети не войдут в царствие небесное. Чертям выгодно, чтобы число душ в раю росло медленнее, ибо Судный день и конец света наступят только тогда, когда число избранных достигнет своей полноты40. Вывод из этих рассуждений был очень прост - демоны заставляют акушерок тайком убивать новорожденных. Если младенец умирал (а детская смертность в те времена была высока), то судьям легко было изобразить это как убийство. Акушерки оказывались крайними. Их казнили, ославив перед народом как подлых преступниц. Целых триста лет костёр был профессиональным риском при родовспоможении. Интересная деталь: даже удачливые и опытные женщины, которые ухитрялись всегда сохранить жизнь и матери, и ребёнку, вовсе не были избавлены от опасности. Инквизиторы обвиняли их в том, что они, улучив момент, поднимают новорождённых на руках, посвящая силам ада. После этого обряда дети, якобы, на всю жизнь приобретают склонность к колдовству.

Уже в ранних ведовских процессах мы видим, как выдуманный монахами ритуал посвящения дьяволу становится поводом для расправ. Не одни только «повивальные бабки» попадали под суд. Подозрение могло пасть на любую женщину, опытную или неопытную, старую или молодую, если она взялась помогать при родах.

Вот семейная трагедия времён «Молота ведьм». Действующие лица таковы. Во-первых, женщина, которая ждёт ребёнка. Во-вторых, её взрослая дочь. И, наконец, отец семейства, который решил разом избавиться от той и другой. Замышляя коварное убийство, достойное шекспировских злодеев, этот человек не остановил свой выбор на вульгарном яде или ноже. Орудием преступления должна была послужить вера в ведьм. До поры никто в доме не подозревал, какие планы вынашивает глава семьи. Разве могла дочь вообразить, что отец вознамерился сжечь её заживо? Она простодушно ждала появления на свет братика или сестрёнки, а когда подошёл срок, взялась помогать матери взамен повитухи, которую то ли не успели, то ли не захотели пригласить. Первый крик новорождённого возвестил о том, что ловушка захлопнулась. Две ведьмы не позвали повивальную бабку! Значит, они решили без посторонних глаз посвятить ребёнка Сатане! Оставалось сделать донос. Но чтобы слова о колдовстве выглядели убедительней, отцу потребовалось срочно окрестить младенца - он торопливо сзывает несколько человек, заранее готовых подтвердить всё, что он скажет, и маленькая процессия направляется к ближайшей церкви. Как картинно будет расписана эта дорога на суде! Идти предстояло через мост (позже он наверняка станет местной достопримечательностью). Ещё бы! Трудно выдумать историю выразительней той, которая, якобы, здесь случилась. Несколько поколений будут показывать на мост пальцем и говорить: «Смотри, здесь чёрт ребёнка по воздуху носил!»

А пока отец с дочерью идут к церкви. «К чему такая поспешность?» - недоумевает дочь. Разве нельзя было подождать, пока мама оправиться от родов? Почему отец сам не берёт малыша на руки? Знала бы она, что путь к церквушке и обратно - последние в её жизни вольные шаги! Сразу после крестин обе «колдуньи» - и старшая, и младшая - будут взяты под стражу. Глава семейства выступит с дичайшими обвинениями, и ему поверят. Маме и дочке до самого конца - до той минуты, как их, связав, станут обкладывать дровами - будет казаться, что всё происходит в дурном сне. Но это был не сон, не наваждение, не кошмар. Это была суровая реальность ранних немецких процессов.

Главный доносчик описал, как подглядывал за родами из укромного местечка. Ему, дескать, сразу показалось подозрительным, что жена не послала за повитухой. Он подкрался, затаился и увидел, что помимо дочери сам дьявол хлопочет у постели! Вот зачем понадобилось торопиться с крещением. Нельзя было оставлять новорождённого младенца в лапах у Сатаны...

Дальше больше. Следует сказка с чудесами на мосту. Отец-доносчик в лицах рассказывал, будто, подойдя к реке, он гаркнул на дочь:

- Не смей нести ребёнка через мост! Пусть сам перейдёт, иначе окажешься в воде!

Молодая колдунья вместо ответа поинтересовалась у отца, не сошёл ли он с ума.

- Не смей перечить, презренная, - крикнул тот. - Через твоё чародейство дитя явилось на свет! Пусть окажется на том берегу или я тебя утоплю!

И случилось чудо. А, может быть, и не случилось. Но приведённые отцом свидетели, в один голос подтвердили: невидимый демон подхватил младенца, которого старшая сестра положила на землю, и по воздуху перенёс на другую сторону реки. Так были изобличены две зловредные ведьмы.  «Их постигла заслуженная кара - сожжение на костре», - гласит старинный текст41.

 В данном случае дьявол был посрамлён. Ребёнок, душу которого спасали благочестивые христиане,  лишился матери, зато не достался врагу рода человеческого. А вдовец мог, при желании, себе взять новую жену. Развод церковь разрешала только королям в целях продолжения династии. Простые люди выкручивались как могли. Впрочем, это уже досужие размышления; мало ли у человека могло быть причин для ненависти к домочадцам? Вернёмся лучше к роли дьявола в христианской мифологии. Без описания его облика и повадок многие ситуации в дальнейшем будут непонятны. 

Прежде всего, надо учитывать, что львиная доля наших представлений об этом персонаже сложилась исторически, ибо библейские тексты не описывают подробно устройство ада, да и сам образ дьявола прорисован там невнятно. Помимо главного в загробной жизни палача, дьяволу суждено было стать злобным врагом Господа и всех живущих на земле людей. Евангелие повествует о том, как дьявол безуспешно искушал Христа. Тут текст не даёт повода для разночтений. Но есть ли в Евангелии упоминание о том, что чёрт превращался в козла или склонял кого-либо подписать кровью договор? Такого нет ни в Ветхом, ни в Новом завете, а значит всё это выдумки более поздних веков. Пройдём же мысленно этапы, на которых Сатана постепенно приобрёл хвост и рога. От Сатаны, так сказать, образца XVII века, перекинем мост ко временам ранних христиан. Дьявол первого века нашей эры может быть назван скорее лишь потенциальным дьяволом. Понадобилась работа многих поколений богословов, чтобы он «нарастил мышцы».  

Первый и очень важный этап, это жития отцов-пустынников III и IV веков от рождества Христова. Удалившись от мирской суеты, отшельники предавались молитвенному экстазу. Они доводили себя постом до изнурения - а от этого до видений рукой подать. Отшельникам постоянно мерещились происки дьявола. Выяснилось, что злой дух изменчив. Леопард, волк, скорпион - это только немногие из его масок. «Лев рычал, как будто хотел напасть, буйвол, казалось, хотел поднять на свои рога, змея извивалась».  В то же время возникает и привычный нам облик - мужчина с копытами. Здесь заметно влияние языческих богов и полубогов. Древние греки представляли себе лесного бога Пана и сатиров людьми с козлиными ногами. Воспоминания об этом были ещё свежи в памяти отшельников египетских пустынь. Немудрено, что дьявол принял в их сознании сходные черты42.

Помимо молитвенного экстаза, у пустынников были и земные причины видеть повсюду козни демонов. Чтобы к их словам прислушивались, они нуждались в ореоле героизма. Сам по себе отшельнический образ жизни вряд ли мог впечатлить простых людей. Для тех, кто в поте лица добывает хлеб насущный, постоянное безделье, пусть даже в сопровождении молитв, это не подвиг, а отдых. В глазах полуголодного, изнурённого тяжким трудом народа отшельники выглядели обычными трутнями. Тут-то и сгодились нападения демонов. Вовсе не сладка жизнь аскета! Демоны визжат и верещат, не давая спать. Они врываются сквозь запертые двери, когда захотят. От их тел исходит невыносимая вонь. Короче говоря, само наличие таких назойливых гостей служит лучшей рекламой мужеству и стойкости пустынника. Так, благодаря житиям святых, христиане узнали о внешнем виде своего главного врага. Облик дьявола был узаконен Толедским собором в 447 году, и последующие авторы внесли в портрет мало новшеств43.

Следующий этап в развитии мифа - это появление договора с Сатаной. В VI веке описан случай, когда греческий священник Феофил заключил письменный пакт с врагом рода человеческого. Позже подобные истории стали возникать как грибы после дождя. В средневековой Византии о договоре с дьяволом много писали и говорили. Когда начались крестовые походы, воины из Западной Европы усвоили эти легенды и, вернувшись домой, конечно же, не стали молчать. Вокруг каждого, кому посчастливилось уцелеть в боях с сарацинами, собирался кружок любопытных. Вскоре византийская выдумка стала широко известна в Германии, Франции и Италии. Похожие легенды стали творить и на «местном материале».

А отсюда было уже недалеко до создания сказок о секте колдунов и ведьм - верных слуг Сатаны. И этот шаг в XIII веке был сделан. Инквизиторы внедрили в умы мысль о хулителях Бога, которые повсюду сеют зло.

Подчёркивалось, что сами по себе они не более опасны, чем оружие, мирно лежащее в углу. Без помощи дьявола чародейка даже не может вызвать дождь. Когда она смачивает метлу, это не волшебство, как его понимает простонародье, а всего лишь сигнал, видя который черти нагоняют тучи44. Таким образом, заклинания, восковые фигурки, волшебные зелья и прочая дребедень никакого эффекта произвести не могут. Если колдовать возьмётся человек, не вступивший с дьяволом в сделку, его ждёт полный провал, как бы точно он ни повторял слова заклинаний.  

В этом пункте инквизиторы впадали в кажущееся противоречие. Если ведьмы бессильны, зачем они нужны Сатане? Поднаторевшие в диспутах монахи легко распутывали логические узлы. Доминиканцы Шпренгер и Инститорис нашли следующий выход из создавшегося парадокса. Нет сомнений (пишут они в «Молоте ведьм»), что дьявол может и сам наносить вред. Но гадить он предпочитает при помощи ведьм. Это происходит гораздо чаще, и причина тут проста. Взяв женщин к себе на службу, он извлекает для себя двойную пользу. Кроме бедствий достающихся на долю человечества, он добивается ещё и погибели женских душ45.

Сделав краткий очерк демонологии - важной составной части христианского богословия, - мы не можем не вспомнить главное достижение её позднего периода. Уже в XVI веке сформировалась иерархия ада. Говорилось и писалось, что каждый из князей ада заведует каким-то пороком. Люцифер - гордыней, Асмодей - развратом, Маммон - алчностью, Сатана - гневом, Вельзевул - обжорством, Левиафан - завистью, Бельфегор - праздностью46. Поскольку Библия упоминает о злых духах очень смутно и невнятно, вся иерархия демонов - это итог исторических напластований. Любой намёк на дьявола в ветхозаветных текстах со временем получал расширительную трактовку. Демону придумывали имя и биографию, давали ему подчинённых, имена коим фантазировало уже следующее поколение богословов. Понемногу дьявольская рать разрасталась. Легионы бесов стали казаться неисчислимыми... Но и тут «наука» после серьёзной работы сказала своё веское слово. Один из исследователей провозгласил, что существует 7.409.127. демонов низшего разряда, которыми командуют 79 князей47. Нетрудно заметить, что автором подсчёта руководил довольно смешной европоцентризм. Очевидно, он подспудно исходил из постулата, что у каждого человека есть свой ангел-хранитель и демон-искуситель. Оставалось лишь выяснить истинно христианское население земли. Язычников, мусульман, иудеев надо отбросить сразу. Этим и так гореть в аду. Зачем им демоны-искусители? Православных схизматиков тоже не стоит учитывать. Они еретики, и адское пламя им тоже обеспечено. В конечном итоге получалось, что высшие силы будут тратить время только на последователей той ветви христианского вероучения, к которой принадлежал сам счётчик. Тогда семи миллионов демонов вполне достаточно. Почему я называю эту цифру смешной? Прежде всего, потому, что автор не учитывал будущий демографический взрыв, и не мог себе представить время, когда в каждой из западноевропейских стран будут жить десятки миллионов человек. Тогда указанная армия демонов будет буквально разрываться на части в попытках «обслужить» истинных христиан, число которых так сильно возросло.

Уберечь богословскую концепцию от полного развала можно было бы, лишь произвольно увеличивая век от века армию демонов. Но этот путь изначально закрыт. Согласно Святому писанию, демоны - это бывшие ангелы, низвергнутые в ад после неудачного восстания против Творца. Их число ещё в незапамятные времена определилось окончательно и изменениям не подлежит.

В дальнейшем мы будем, по возможности, различать в этой книге нечистую силу по рангу. Под словом «дьявол» чаще всего будет фигурировать сам Сатана, владыка ада. Его слуги будут именоваться чертями, бесами или демонами. В ведовских процессах львиная доля материалов именно о чертях. Хозяин является колдуньям в торжественной обстановке, на шабаше: принимает знаки поклонения, слушает доклады, словом, снимает сливки с изнурительной черновой работы, проведённой за него демонами. Демоны же рыщут по земле, и нет такой хитрости, на которую они бы не пошли, лишь бы завлечь нестойкие души в сети порока.

*****

Сама процедура приёма в колдовскую секту стала «известна» инквизиторам очень рано. Она описана в «Молоте ведьм», но благочестивые авторы лишь переписали её из книги Нидера. Тот, в свою очередь основывался на опыте судьи Питера из Берна, который ради получения этих сведений уничтожил молодую семью: мужа и жену. Имена этих несчастных нам неизвестны. Ясно одно - «колдунья» держалась достойно, отказываясь возводить на себя напраслину. Она, повествует книга, «не хотела сознаться ни в чём даже на пытке, даже перед лицом смерти. А когда палач зажёг костёр, она хулила его сквернейшими словами и так была сожжена». Её муж не был столь смел. Первым делом он задал вопрос, простят ли его, если он расскажет следствию всё. Как только ему обещали пощаду, он, изображая искреннее раскаяние, дал волю своей фантазии. Из рассказа следовало, что желающих вступить в секту бывалые колдуны ведут в церковь. Именно там, в воскресенье надо отречься от Христа и дать клятву силам ада. Под сводами храма появляется демон. Не сам Сатана, а так - мелкий бес. Сатана присылает вместо себя невзрачного заместителя, чтобы раньше времени не спугнуть новичков. После отречения от католической веры положено отхлебнуть из пузырька кровь некрещёных детей. Едва выпьешь кровь, как постигнешь тайны колдовства.

В этом месте подсудимый сделал некрасивую попытку показать себя в выгодном свете за чужой счёт. Он обронил о своей спутнице жизни следующие слова:

- Вот так были совращены я и моя жена. Думаю, она будет упорствовать. Скорее она вынесет огненную смерть, чем сознается в малейшей истине.

 Увы, эта малодушная фраза ему не помогла. Судья вынес грешнику смертный приговор. «Было видно, в каком большом сокрушении умирал раскаявшийся юноша», - читаем мы строки, выведенные некогда пером инквизитора48...

Надо ли говорить, что обряд посвящения в колдуны и ведьмы стал широко известен благодаря книге Шпренгера и Инститориса. Но продержался он по историческим меркам недолго. Через какое-то время духовные судьи выяснили, что дьявол предпочитает принимать в секту новых членов не в церкви, а в отдалённых укромных местах - на шабаше ведьм, среди толпы своих почитательниц.

Прежде чем завлечь жертву на шабаш, надо втереться к ней в доверие. С этой целью Сатана подсылает к будущей колдунье соблазнителя. Чёрт низшего ранга принимает обаятельный облик; в этом красиво одетом незнакомце трудно распознать посланца ада. Он кажется щедрым, остроумным, лишён спеси, присущей дворянству и богатому купечеству. Он не погнушается беседой с крестьянкой или рыночной торговкой. Он горазд знакомиться на улицах, начинает беседу легко и непринуждённо. Сначала кажется, что это просто знатный ловелас, искатель любовных приключений. Но нет. Все его речи постепенно подводят к мысли о более серьёзных вещах, чем простая интрижка. Разумеется, чёрт не высказывается слишком определённо. Поигрывая золотом или драгоценными украшениями, он напускает туман, и говорит о каком-то месте, где собирается весёлая компания, где легко удостоиться щедрых даров и попасть в милость к могущественному господину. Ни о какой продаже души речь пока не идёт. Эта тема всплывёт только тогда, когда ледок недоверия будет окончательно растоплен умелым обхождением.

Приняв такую схему за основу, инквизиторы быстро набрали «подтверждающий» материал... Встречались и любопытные отступления от данного стандарта. Так, на допросах прозвучала новость: хитрец-демон порой является в обличье хороших знакомых, чтобы не вызывать подозрений. Особым разнообразием отличаются показания, собранные в немецком городке Ортенау. В конце XVI века там регулярно сжигали ведьм. Обвиняемые обладали фантазией и редко повторялись. «Выяснилось», что жене Хартнагеля дьявол представился как её сосед Шпехт. Соблазняя дочь Ханса Гриза, он добился своего в образе любимого ею солдата. Вдове Барбаре Шиллинг дьявол предпочитал являться под видом друга семьи, батрака Баслера. Молодая Мария Наймус приняла его за юношу Хельцкляйна, и так далее49. Нетрудно понять, как рождались подобные откровения. Схваченные просто делились своей личной жизнью и заявляли, что черти маскировались под их женихов и любовников... Одна из самых первых обвиняемых, Катарина Крос, простодушно поведала вполне правдоподобную историю, случившуюся с ней по дороге в Страсбург. А дело было так. Женщина неровно дышала к кучеру. Пользуясь отсутствием свидетелей, пара познала сладость греха. Ночь застала их в пути. Они заснули под телегой. Утром возчик встал и куда-то отлучился; Катарина не заметила этого. Тут мимо проходил незнакомец. Увидев полусонную женщину, он лёг рядом, и стал домогаться близости. Находясь во власти приятной истомы, она решила, что вернулся её любовник, и не отказала наглецу. Опомнилась Катарина только когда было уже поздно. Конечно, она испугалась. Да и странно было бы на её месте не напугаться50!

Как видим, никакой особой мистики здесь нет. Что ж. Другие обвиняемые рассказали и о всяких чудесах. Барбара Видман поведала, что чёрт являлся ей под видом мужа, но покидал её, превращаясь в волка. Агнес Шнайдер имела любовника, который ходил, переваливаясь на гусиных лапах51. Часто встречается образ «чёрного человека». Этот персонаж обхаживает битых жён или женщин, страдающих от бедности. Деньги, которые он раздаёт, превращаются в угольки, или в труху.

В октябре 1596 года молодая вдова Фрешнайцлер созналась, что прокляла Бога и святых по наущению дьявола. Как-то раз изыскано одетый незнакомец участливо осведомился об её печали. Он обещал ей помочь, если она подчинится его желаниям. Козлиная нога волокиты и холод его тела привели женщину в ужас, но в награду за покладистость дьявол насыпал ей полный фартук денег! Разумеется, никаких следов этого богатства судьи не обнаружили. Подследственная объяснила, что, едва она вернулась домой, деньги обратились в мусор... Усыпив бдительность своих сторожей «чистосердечным» признанием, молодая узница свела счёты с жизнью в тюремной камере. Тело самоубийцы всё же сожгли на костре52.

А вот ещё один типичнейший пример: показания другой немки в процессе 1586 года. Сорокалетнюю Грету Шуссел поначалу не могли побудить к откровенности. Она говорила, что её назвали колдуньей из мести. Тогда палач вздёрнул женщину на дыбу, и вскоре судьи узнали историю её совращения во всех подробностях. Оказалось, что двадцатью годами ранее она была крайне озабочена тяжбой о наследстве, которую приходилось вести с Бартцем фон Мёрингом. Злой дух возник в её доме, обернувшись молодым человеком.

- Зачем так волнуешься, - изрёк он. - Успокойся. Если последуешь за мной, я дам тебе много денег и всякого добра.

Она уступила, и он имел с ней соитие чем-то похожим на сосульку. Деньги она, как и было обещано, получила, но они сразу, превратились в вонючий чёрный помёт.

Назавтра Грета попробовала отречься от этих показаний. Однако не вынесла новых пыток и смирилась с неизбежностью смертного приговора53.

В Шотландии Маргарет Хэмильтон «была в услужении у дьявола восемь или девять лет», и он как-то дал ей пять золотых слитков, которые немного погодя обернулись камнями54.

Сотни и тысячи историй о фальшивом золоте дьявола появились не случайно. Каждая арестованная, оказавшаяся на поверку неимущей, одним фактом своей бедности вводила людей в недоумение - ведь из проповедей народу было известно, что колдуньями становятся в надежде на богатство. В этих условиях вполне естественно объявить Сатану мошенником. Вот и плодились как кролики истории об обманных сделках.

Коль скоро нечистая игра дьявола стала общим местом, возникла нужда в углублённом осмыслении данного «факта». Инквизиторы и демонологи взялись за перья и подвели под явление теоретическую базу. Шпренгер и Инститорис положили почин. По их словам, ведьмы не богатеют, во-первых, потому, что готовы за самую незначительную мзду осрамить и опозорить Творца, а во-вторых, их внезапное богатство возбуждало бы подозрения народа55.

Судья Реми в поисках объяснений воспарил в высшие сферы: «Деньги, полученные от дьявола его сторонницами, всегда превращаются в листья, камни, угли  и так далее. Есть только один обратный случай: Катрин Рифа созналась в получении трёх реальных монет. Поскольку дьявол опекает бесчисленные сокровища, мы видим в этом проявление Божьей милости, ибо, если б дьявол мог раздаривать настоящие деньги, никто не смог бы устоять против его соблазнов56».

В том же русле находятся изыскания учёнейшего иезуита Дель Рио. Для начала этот автор рассказал о сожжённой в Кобленце дворянке. Колдунья получила от демона набитый деньгами кошелёк и спрятала его в сундук. Когда она захотела потратить деньги, вместо них в кошельке лежал лошадиный помёт. Дель Рио признаёт, что Князь Тьмы, по идее, мог бы осыпать свою секту звонкой монетой. Ему под силу добывать драгоценные металлы и чеканить из них деньги, неотличимые от настоящих. Он знает, где лежат зарытые клады, и где покоятся сокровища затонувших кораблей. Наконец, ему бы не составило труда украсть у какого-нибудь богатого скряги накопленные им груды золота. И всё же ведьмы не получают ничего. Сам дьявол, делая хорошую мину при плохой игре, заявляет, что приберегает все богатства на будущее. Дескать, они понадобятся для поддержки Антихриста. Но это (проницательно замечает Дель Рио) неправда. Настоящая причина в том, что Бог оставил свободу обогащения людей за собой. Если бы у дьявола была власть обогащать тех, кого пожелает, слишком велика была бы опасность, что звон золота привлечёт почти всех людей на его сторону. Нечестивцы пойдут войной  во имя  угнетения праведников. От этой опасности и спасает мир милость Творца57.

Земные блага, предоставляемые силами ада, ничтожны по сравнению с погибелью души. Черти, например, могут помочь по хозяйству. У сестры майора Вейра был личный чертёнок, который прял пряжу за четверых58. Стоит ли из-за такой мелочи вечно гореть в аду?

Кстати, и в этом грешном мире, на Земле, ведьмам тоже приходится несладко. Стоит женщине заключить с дьяволом договор, и она становится его рабыней. Малейшее неповиновение влечёт за собой жестокую кару. Если она откажется творить зло или хотя бы промедлит выполнить приказ, черти бьют её по голове молотком, хлещут бичами, вонзают в неё когти. Дьявол может пустить ослушницу по миру. Может искалечить. Наконец, может убить её ребёнка. Вот чем оборачивается стремление к неправедному богатству59!

Сатана заманивает женщин в секту и другими ложными посулами. Так, он вручает им амулет, спасающий от боли во время пыток, но умалчивает о том, что инквизиторы обыскивают арестованных и раздевают их догола. Есть ещё один распространённый обман. Дьявол даёт «гарантию», что в случае поимки и казни колдунья не ощутит мук от карающего пламени. Если она будет верна своему повелителю до конца, её будто бы ждут на том свете бесконечные наслаждения. Этим инквизиторы объясняли упорство осуждённых, которые порой предпочитали смерть раскаянию60.

Противники ведовских процессов заявляли, что за сделку с дьяволом нельзя судить. Во-первых, черти не соблюдают договор. Значит, их жертвы тоже имеют право не соблюдать свои обязательства. Во-вторых, колдовать женщинам приходится под страхом истязаний. Главный виновник - тот, кто заставляет их творить зло... Инквизиторы отмели эти софизмы с порога. Мнение священных трибуналов было предельно чётким. Для смертного приговора достаточно факта безбожной сделки. То, что ведьма оказалась обманутой, ничего по сути не меняет.

Говоря об искушении, остаётся упомянуть ещё одну деталь. По мнению демонологов, к каждому сердцу нужен особый ключик. Кого-то черти могут сбить с пути истинного самолично, а к кому-то накатанные схемы неприменимы. Однажды дьявол пытался совратить девятнадцатилетнюю девушку. Она оказалась так наивна, что на все его неприличные предложения отвечала отказом. У неё, видите ли, нет родительского благословения61.

Из таких казусных ситуаций Сатана нашёл выход. Предварительную подготовку должна провести родная мать (если мать -  ведьма). Чтобы не быть голословным, приведу два примера, «подтверждающие», как умело Сатана пользовался дочерней почтительностью. 

В 1571 году в Хаттштадте сожгли шесть ведьм. Среди казнённых оказались восемнадцатилетняя девушка и её мать. Вслух было объявлено, что женщина не только лично распутничала с демоном, но и выдала свою дочь за него замуж62.

Другой случай был описан известным итальянским демонологом Франческо Гваццо. Сей автор убеждал, что ведьмы развращены до предела. Они подкладывают под дьявола дочерей, не считаясь с их возрастом. Доминике Фальве было всего двенадцать. Бесстыжая родительница повела её собирать камыш - прямо в лапы к подозрительному незнакомцу. «Девочку заставили принести клятву этому человеку, и он начертил ей на брови ногтём знак вассальной зависимости, а потом возлёг с нею на глазах у матери. Мать, в свою очередь, выразила готовность быть осквернённой в присутствии дочери63».

Пособником при искушении может стать любой человек, к которому жертва питает доверие. Брат, отец, любовник. Тот же Гваццо описывает совращение юной девушки, состоявшееся в канун дня Святого Иоанна Крестителя. Душу несчастной погубил итальянец - её возлюбленный. Он сделал магический круг и вызвал странную компанию: двух женщин, человека в монашеских одеждах и большого чёрного козла. Козёл, естественно, оказался не простым животным, а демоном в козлином обличье.  Между его рогами мерцал огонёк чёрной свечи. Итальянец сказал, что девушка желает попасть под власть ада. Тогда демон велел ей перекреститься левой рукой и принял  обычные знаки почтения. Колдуны и ведьмы целовали его под хвост; они зажгли свои свечи от огня, горящего между рогами, а также бросили монеты в жертвенный кубок. При следующей встрече новообращённая ведьма отдалась демону-козлу в соседнем лесу, испытав при этом боль и сильный страх. Кроме того, ей пришлось отрезать и отдать прядь своих волос. Все эти подробности девушка, называемая в тексте «ведьмой приятной наружности», поведала суду Аквитании в 1594 году64.

Похоже, прядь волос здесь играла роль символа, скрепляющего договор. Примерно тот же смысл имела роспись собственной кровью на пергаменте. Кстати, письменный договор с дьяволом фигурирует в ведовских процессах реже, чем это можно себе представить. Находили его не у женщин, а у мужчин из дворянского, учёного или духовного сословия. Поскольку колдунов было вообще мало, и далеко не для каждого из них суд считал нужным создавать поддельную улику, дошедшие до наших дней экземпляры можно буквально пересчитать по пальцам. Со слабым полом инквизиторы и вовсе не церемонились. Была в ходу теория, что чаще всего договор между женщиной и дьяволом даже не произносится вслух. Он просто молчаливо подразумевается.

1. Канторович Я. Средневековые процессы о ведьмах. С.-Пб., 1899. С. 26.

2. Robbins Rossell Hope. The encyclopedia of witchcraft and demonology. NY., 1959. P. 180.

3. Ibid. P. 526.

4. Ibid. P. 59.

5. Ibid. P. 530.

6. Ibid. P. 451.

7. Lea Henry Charles. Matherials toward a history of witchcraft. Vol.1-3, Philadelphia, 1939. P. 728.

8. Robbins Rossell Hope. The encyclopedia of witchcraft and demonology. NY., 1959. P. 179

9. Ibid. P. 407.

10. Berndt Helmut. Unterwegs zu Deutschen Sagen. Dusseldorf, Wien. 1985. P. 163-165;

      Soldan-Heppe Wilhelm Gottlieb. Geschichte der Hexenprozesse. Munchen, O.J., Bd.1.

11. Robbins Rossell Hope. The encyclopedia of witchcraft and demonology. NY., 1959. P. 33.

12. Ibid. P.543

13. Канторович Я. Средневековые процессы о ведьмах. С.-Пб., 1899. С.106;

      Hart Roger. Witchcraft. Lnd-NY., 1973. P. 85;

      Robbins Rossell Hope. The encyclopedia of witchcraft and demonology. NY., 1959. P. 16.

14. Lea Henry Charles. Matherials toward a history of witchcraft. Vol.1-3, Philadelphia, 1939. P. 759

15. Robbins Rossell Hope. The encyclopedia of witchcraft and demonology. NY., 1959. P. 543

16. Lea Henry Charles. Matherials toward a history of witchcraft. Vol.1-3, Philadelphia, 1939. P. 306

17. Инститорис Г.; Шпренгер Я. Молот ведьм. М., 1932. С. 129-132.

18. Лозинский С. Предисловие. Инститорис Г.; Шпренгер Я. Молот ведьм. М., 1932. С. 46-52;

       Lea Henry Charles. Matherials toward a history of witchcraft. Vol.1-3, Philadelphia, 1939. P. 304, 305, 337-347.

       Robbins Rossell Hope. The encyclopedia of witchcraft and demonology. NY., 1959. P. 263-266.

19. Lea Henry Charles. Matherials toward a history of witchcraft. Vol.1-3, Philadelphia, 1939. P. 308

20. Инститорис Г.; Шпренгер Я. Молот ведьм. М., 1932. С. 170, 171.

21. Там же. С. 171.

22. [Фреймарк Г.] Оккультизм и сексуальность. Новосибирск, 1994. С.10523. Инститорис Г.; Шпренгер Я. Молот ведьм. М., 1932. С. 171, 175, 190.

24. Там же. С. 172.

25. Lea Henry Charles. Matherials toward a history of witchcraft. Vol.1-3, Philadelphia, 1939. P. 246.

26. Ли Г.Ч. История инквизиции в средние века. Т. 2. СП-б., 1912. С. 172;

      Орлов М.А. История сношений человека с дьяволом. М., 1991. С. 233-235.

27. Инститорис Г.; Шпренгер Я. Молот ведьм. М., 1932. С. 219.

28. Lea Henry Charles. Matherials toward a history of witchcraft. Vol.1-3, Philadelphia, 1939. P. 867.

29. Ibid. P. 610.

30. Robbins Rossell Hope. The encyclopedia of witchcraft and demonology. NY., 1959. P. 127.

31. Lea Henry Charles. Matherials toward a history of witchcraft. Vol.1-3, Philadelphia, 1939. P. 468, 968.

32. Инститорис Г.; Шпренгер Я. Молот ведьм. М., 1932. С. 186, 187.

33. Lea Henry Charles. Matherials toward a history of witchcraft. Vol.1-3, Philadelphia, 1939. P. 630

34. Ibid. P. 641, 642.

35. Ibid. P. 624.

36. Ibid. P. 641

37. Ibid. P. 968

38. Ibid. P. 1028.

39. Robbins Rossell Hope. The encyclopedia of witchcraft and demonology. NY., 1959. P. 123.

40. Инститорис Г.; Шпренгер Я. Молот ведьм. М., 1932. С. 218

41. Там же.

42. Robbins Rossell Hope. The encyclopedia of witchcraft and demonology. NY., 1959. Р. 132.

43. Ibid.

44. Lea Henry Charles. Matherials toward a history of witchcraft. Vol.1-3, Philadelphia, 1939. P. 267.

45. Инститорис Г.; Шпренгер Я. Молот ведьм. М., 1932. С. 198

46. Lea Henry Charles. Matherials toward a history of witchcraft. Vol.1-3, Philadelphia, 1939. P. 580;

      Robbins Rossell Hope. The encyclopedia of witchcraft and demonology. NY., 1959. Р. 127.

47. Канторович Я. Средневековые процессы о ведьмах. С.-Пб., 1899. С.2.

48. Инститорис Г.; Шпренгер Я. Молот ведьм. М., 1932. С. 177.

49. König Emil. Ausgeburten der menshenwahns im Spiegel der Hexenprozesse und Auto da fe’s. Brl., 1928. P. 277, 278.

50. Ibid. P. 274.

51. Ibid. P. 277, 278.

52. Ibid. P. 276.

53. Lea Henry Charles. Matherials toward a history of witchcraft. Vol.1-3, Philadelphia, 1939. P. 1193.

54. Ibid. P. 1334.

55. Инститорис Г.; Шпренгер Я. Молот ведьм. М., 1932. С. 162.

56. Lea Henry Charles. Matherials toward a history of witchcraft. Vol.1-3, Philadelphia, 1939. P. 605.

57. Ibid. P. 640, 641

58. Robbins Rossell Hope. The encyclopedia of witchcraft and demonology. NY., 1959. P. 375

59. Lea Henry Charles. Matherials toward a history of witchcraft. Vol.1-3, Philadelphia, 1939. P. 574, 607.

60. Ibid. P. 408, 479.

61. Сумцов Н.Ф. Очерк истории колдовства в Западной Европе. Харьков, 1878. С. 13.

62. Robbins Rossell Hope. The encyclopedia of witchcraft and demonology. NY., 1959. P. 180

63. Ibid. P. 374

64. Ibid. P. 374, 467.

вернуться назад